Эльза Кленш, пионер модной журналистики на телевидении, скончалась в возрасте 92 лет
Эльза Кленш, которая была пионером в продвижении моды на телеэкраны со своим шоу “Стиль с Эльзой Кленш”, скончалась в пятницу в возрасте 92 лет в Нью-Йорке. Ее шоу, которое транслировалось на CNN с 1980 по 2001 год, включало еженедельные репортажи о мировой индустрии моды и показывало на телеэкранах таких дизайнеров, как Миучча Прада, Марк Джейкобс и Карл Лагерфельд. В течение двух десятилетий Кленш вела видеосъемку взлетно-посадочных полос в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже, и за это время мало у кого был такой охват и зрительская аудитория, как у нее за эти годы.
В то время CNN транслировался более чем в 200 миллионах домохозяйств и стал одним из самых рейтинговых шоу в программе выходного дня CNN. Кленш родился в Сиднее и изучал журналистику в Сиднейском университете. Она начала свою карьеру в Лондоне в 60-х годах и на протяжении многих лет работала в WWD, Vogue и Harper’s Bazaar в Нью-Йорке. Она присоединилась к кабельной новостной сети в 1980 году — “Стиль с Эльзой Кленш” дебютировал в тот же день, когда CNN вышел в эфир, — и до 2001 года была ведущей и продюсером программы, которая была посвящена исключительно новостям моды и освещала модные тенденции в контексте основной аудитории. Первые пять лет она была единственной телевизионщицей на показах мод, но в последующие годы ситуация полностью изменилась.
В интервью WWD в 2000 году Кленш, самопровозглашенная рабочая лошадка, рассказала о своем напряженном графике, отметив, что в течение 20 лет она писала по пять рассказов в неделю. Она сказала, что лучшая часть ее работы — это собеседования с дизайнерами, и она брала интервью у всех, от Аззедина Алайи до Йоджи Ямамото.
Кленш удалось взять интервью у Лайзы Миннелли, Энди Уорхола, Марты Грэм и Хэлстона для своей самой первой программы, а также организовать трансляцию показа Halston runway. Однако она вспоминает, что поначалу ей было сложно привезти на шоу кучу громоздких камер. “Мне пришлось долго спорить, чтобы найти место для съемочной группы”, — вспоминала она в интервью 2000 года. “Раньше нам приходилось занимать места в конце взлетно-посадочной полосы, где сидели покупатели.
И попросить кого-нибудь передвинуть четыре стула было немного сложно. Я был довольно известен, но многие дизайнеры просто не понимали, что я делаю.”
По ее словам, с годами все стало наоборот. “Они, скорее, ждут меня за кулисами. Для некоторых из них я — символ удачи, и если я не появляюсь за кулисами перед выступлением, они могут сильно расстроиться”, — сказала она в 2000 году. Ферн Маллис, создательница Недели моды в Нью-Йорке и ведущая ток-шоу “Иконы моды”, сказала в субботу: “Мне жаль слышать, что Эльза Кленш скончалась.
Она была суровой, но потрясающей. Мне очень понравилось ее шоу «Стиль с Эльзой Кленш», и я не пропустила ни одного из них. Оно до сих пор считается лучшим телевизионным репортажем о моде и дизайне. “Я часто думаю о ней, когда даю интервью «Иконе моды». Когда я начинала работать в CFDA и меня отправили в ознакомительную поездку на Недели моды в Милане и Париже, чтобы изучить, как они проводят свои показы (поиск для палаток), Эльза была самым щедрым человеком по отношению ко мне и позаботилась о том, чтобы я попала на показы, на которые я не могла достать билет.
Она пригласила меня в свою команду, и я помню вдохновляющее шоу Тьерри Мюглера, среди прочих. В палатках, которые вскоре были построены, она могла быть требовательной, но ее репортаж того стоил. Кленш дважды в год ездил в Европу, чтобы рассказать о коллекциях готовой одежды, а также о таких городах, как Токио, Сидней, Гавана и Рио-де-Жанейро, а также делал репортажи о дизайне интерьеров в красивых домах некоторых дизайнеров. Помимо дизайнеров, она рассказывала о парикмахерах и визажистах, ювелирах и супермоделях, а также освещала художественные выставки по всему миру.
Некоторые из тех, с кем она работала, говорили, что она определенно будет бороться за то, чтобы они и CNN попали на показы и получили лучшие ракурсы для съемок. Сначала она требовала, чтобы перед показом она поговорила с дизайнером, чтобы ее операторы знали, что снимать на показе, а затем это стало регулярной практикой. “Она была очень волевой и боролась за свою команду”, — сказал один из ее коллег.
Поскольку она не критиковала показ, а рассказывала о работе дизайнера мировой аудитории, дизайнеры пригласили ее за кулисы перед показом. Ее шоу приобрело культовый характер и стало транслироваться по телевидению каждую субботу в 10 утра. Никогда не вызывавшая споров, программа всегда была посвящена высокому дизайну, будь то дизайнерская одежда, экзотические места для путешествий или красивые дома. В 1995 году она сказала WWD, что хотела бы видеть на подиуме немного больше драматизма. “Однажды Кензо устроил показ в Париже и вывел лошадей на подиум”, — рассказала она. “Редакторы жаловались, что не могут разглядеть одежду, но это было очень весело.
Я думаю, что сейчас у нас период спада по сравнению с 80-ми годами. Здесь нет и близко того же колорита и драматизма. Мне нравится немного драматизма. Должен сказать. Это хорошее шоу. Самое худшее для нас — это полностью черное шоу в полностью черном зале”.
Карен Альтман, старший продюсер проекта “Стиль с Эльзой Кленш”, сказала в субботу: “Она была очень разной — отличным наставником и замечательной женщиной, обладавшей невероятной выносливостью и упорством.
Она была женщиной, которая преуспела в своей области и стала пионером в мире моды. ”По ее словам, Кленш открыла перед дизайнерами многие двери, позволив им проявить свой талант и креативность. “Она была настоящей энциклопедией индустрии моды и ее эволюции. Она знала все о домах моды и обладала невероятным чутьем на мировую историю, мировую политику и все то, что делало показ еще более интересным.
В новостной компании CNN не было такой размашистости, как в репортажах о моде”, — сказала Альтман. Она отметила, что у Кленш было много разных сторон, и с ней не всегда было легко общаться, “но ее нужно было уважать. “Ее очень уважали и любили в ее команде.
Она была полна решимости создать качественный продукт. Дизайнеры доверяли Эльзе, и это было действительно важно. Эльза предоставила им возможность продемонстрировать свои творения и услышать их голоса”, — сказал Альтман. Успех “Стиля с Эльзой Кленш” привел к появлению других модных шоу на кабельном телевидении, в том числе “House of Style” на MTV, “FTV Fashion Television”, шоу канадского производства, которое можно увидеть на VH-1, и “E! Досье о моде от Entertainment”.
Но Кленш никогда не чувствовала, что конкуренция давит на нее. “Я действительно чувствую, что они как-то отделены от меня”, — сказала она в интервью 1995 года.
Ленты Кленш можно увидеть в Институте костюма при Музее искусств Метрополитен. Когда она ушла из CNN, она сказала WWD в 2001 году: “Я могу подтвердить, что меня попросили покинуть телеканал. Я хочу меньше времени проводить в разъездах и больше времени проводить со своим мужем [Чарльзом Кленшем] и друзьями.. Я заинтересован в новых возможностях”.
В 1987 году Кленш был награжден Советом модельеров Америки за “последовательное донесение международной моды до самой многочисленной аудитории в истории телевидения”, а также за то, что “всегда первым начинал сюжет и делал его правильно».
В 1999 году она получила вторую награду CFDA за ”карьерные достижения в модной журналистике“. Субботние новости опечалили дизайнеров. Стэн Херман, познакомившийся с Кленш в начале ее работы в WWD в 60-х годах, сказал, что все изменилось в ее жизни, когда она поняла, что мода и телевидение “могут создать идеальный брак». ”Кленш была воплощением того, что она “оказывалась в нужном месте в нужное время и давала правильные ответы людям, которые искали”, — сказал он. “Она была нашей первой телевизионной суперзвездой”.
По словам Херман, будучи “культовым представителем моды в массах”, она должна была завоевать доверие достаточного количества дизайнеров, чтобы они позволили ей посещать их дома и демонстрировать их как нечто большее, чем просто портнихи. Тем не менее, Кленш не была известна как “легкий человек».
Она была трудным человеком, — сказал он. “Это сослужило ей хорошую службу. Она знала, чего хотела. Она всегда была на высоте того, что делала. Она была совершенно уверена в том, чего хотела добиться своими словами о моде”.
Много лет назад, когда Неделя моды в Нью-Йорке проходила в палатках в Брайант-парке, защитники прав животных облили красной краской Кленш, сидевшую в первом ряду на показе.
Провожая ее после инцидента, Герман сказала, что она была “милее некуда”.
“В ней была какая-то часть, которая, когда дело доходило до драки, была по-настоящему милой. Но с точки зрения бизнеса, ей было нелегко это показать”, — сказал он. “Когда Диана Вриланд и другие редакторы потеряли интерес к журналам, Эльза нашла его на телевидении.
Ее запомнят как человека, который действительно привнес моду в мир телевидения”, — сказал Герман. “Я могу сказать вам, что многие люди думали об Эльзе Кленш, когда думали о моде”, — сказал он. Диана фон Фюрстенберг сказала: “Я любила ее.. Не думала, что она такая старая. Она была пионером в продвижении моды на телевидении вместе с CNN. Она была известным журналистом в области моды.”