Музей дизайна Vitra представляет 120-летнюю историю пластмасс
TOTALLY PLASTIC: В то время как миллионы потребителей и корпораций, заботящихся об охране окружающей среды, пытаются сократить количество пластмасс или, по возможности, вовсе отказаться от них, Музей дизайна Vitra представляет выставку “Пластик: переделываем наш мир”.
Выставка продлится до 4 сентября в немецком городе Вайль-на-Рейне, а затем отправится в путь с другими остановками.
Он был организован благодаря совместной работе Музея дизайна Vitra, музеев Виктории и Альберта в Лондоне и Данди, а также Музея искусств, архитектуры и технологий в Лиссабоне. Почему пластик сыграл такую важную роль в истории современного мира и почему его так трудно заменить, — вот некоторые из вопросов, которые были рассмотрены на выставке.
Выставка посвящена дизайну пластмасс, созданному 120 лет назад, и включает в себя информацию об индустрии пластмасс, научных исследованиях, активизме, разработке политики и экспериментальных подходах. В каталоге выставки директор по дизайну Nike Inc. Джон Хок 3—й пишет: “Ответственно относиться к будущему материала — значит продолжать исследовать его пластичность, его способность к повторному использованию, переосмыслению и перевоплощению, продолжая при этом поиск новых форм и альтернатив”.
Изобретение целлулоида Джоном Уэсли Хайаттом в 1860-х годах было вызвано поиском замены слоновой кости при производстве бильярдных шаров. В 1907 году Лео Бакеланд изобрел первый пластик, изготовленный из чисто синтетических компонентов, и назвал его “бакелит».
Независимые изобретатели уже на ранних этапах разрабатывали новые способы использования пластмасс. К 1920-м годам нефтехимические гиганты, такие как Dow, DuPont и Imperial Chemical Industries, продвинулись в этом направлении, а десятилетие спустя вперед вышли такие промышленные дизайнеры, как Эгмонт Аренс, Уэллс Коутс и Джио Понти.
Первая и Вторая мировые войны привели к появлению плексигласа для самолетов и других разработок военного назначения. В 1957 году компания Monsanto представила более игривую концепцию “Дома будущего” в Диснейленде в Калифорнии. Последующие десятилетия привели к появлению других интерпретаций пластика. На выставке представлен широкий ассортимент предметов и дизайнов, в том числе ярких, вдохновленных поп-артом. Среди них Ээро Арнио, Джино Сарфатти, Джейн Этфилд, Bar + Knell, Энцо Мари, Klarenbeek &Dros и Shellworks. На выставке представлены проекты, направленные на очистку океанов и рек, а также интеллектуальные концепции сокращения отходов и их вторичной переработки с помощью биопластика, изготовленного из водорослей и мицелия.
Выставка также рассказывает о том, как на заре индустрии пластмасс появились первые полностью синтетические ткани, которые впоследствии повлияли на моду. Свидетельством этого являются несколько выставленных на всеобщее обозрение предметов, в том числе платье “космической эры” 1960-х годов и одежда, сшитая на заказ из компостируемого корня гриба, разработанного компанией MycoTex.
В моду также вошли нейлоновые чулки, которые ознаменовали начало революции в области моды и текстиля, основанной на использовании полностью синтетических материалов. Посетители узнают, среди прочего, что Ascher была одной из первых компаний, которая превратила полупрозрачный парашютный нейлон в модную одежду.
После закрытия в Германии этой осенью выставка отправится в Музей Виктории и Альберта в Данди в октябре, где ее можно будет увидеть до мая 2023 года. Весной следующего года запланирован показ в Лиссабоне.