Музей Сальваторе Феррагамо представляет выставку, посвященную Ванде Феррагамо
ФЛОРЕНЦИЯ — Выставка “Женщины в равновесии 1955/1965 [Donne in Equilibrio]” посвящена Ванде Милетти Феррагамо, жене Сальваторе Феррагамо, но она также проливает свет на расширение прав и возможностей женщин — тему, которая продолжает оставаться актуальной.
Выставка проходит в Музее Сальваторе Феррагамо здесь же и продлится с пятницы по 18 апреля 2023 года. Презентация состоялась в четверг в присутствии нескольких членов семьи Феррагамо, в том числе основателя и дочери его жены Джованны Джентиле, а также их сыновей Ферруччо, Леонардо и Массимо. “Это один из самых значимых моментов для музея.
Моя мать хотела этого любой ценой и задумала это как акт любви к моему отцу и семье, отражающий все ценности, которые представляет бренд”, — сказал Леонардо Феррагамо, председатель правления компании, в Палаццо Фини Сперони, где расположены штаб-квартира и музей. Милетти Феррагамо возглавила компанию в возрасте 38 лет после смерти своего мужа в 1960 году в возрасте 62 лет, в результате чего она осталась вдовой с шестью детьми, младшему из которых было всего три года: Фьямма, Джованна, Фульвия, Ферруччо, Массимо и Леонардо. “Это была замечательная передача эстафеты, которая никогда не прерывалась”, — продолжил он, поскольку его мать, которая до смерти мужа никогда не работала в компании, руководила ее превращением в международный модный бренд.
Милетти Феррагамо оставалась ключевым ориентиром для компании и семьи вплоть до своей смерти в 2018 году в возрасте 96 лет. По словам Леонардо Феррагамо, благодаря выставке семья Феррагамо также отмечает роль женщин в обществе в то время, когда “их эволюция была наиболее значительной” после Второй мировой войны, в период с 1955 по 1965 год.
Возможно, самым трудным выбором для Милетти Феррагамо было то, продавать компанию или нет, но она решила продолжить наследие своего мужа. В тот период многие женщины, начав играть более активную роль в обществе, перешли от роли матери к роли главы компании.
В предисловии к каталогу выставки Милетти Феррагамо написала, что забота о детях “в мое время была пределом образования женщин. Теперь в семье и компании был только один глава — я. Задача состояла в том, чтобы найти баланс между ответственностью за воспитание детей и моей новой ролью в бизнесе. […] Какой бы я хотела, чтобы меня запомнили? Как мать — мать, занимающуюся предпринимательством.”
В первом зале выставки, напротив стеллажа с винтажной обувью, на стенах в рамках развешаны фотографии Рональда Рейгана или королевы Елизаветы, которая кланяется в знак признательности. Но на белом письменном столе, рядом с фирменной сумочкой из крокодиловой кожи и кожаными перчатками, стоят ее многочисленные семейные фотографии.
По словам директора музея Стефании Риччи, ее мечтой было расширить компанию, оставленную мужем, и при этом сохранить семью единой. “Она управляла компанией, как мать своей семьей, проявляя сочувствие, эмоциональный интеллект, заботясь о своих сотрудниках. Также было важно “сохранить память о своем муже живой, и ей это удалось”.
Риччи задумалась о выставке год назад и по ходу дела поняла, что мода тоже изменилась по мере того, как женщины стали больше работать вне дома.
Риччи сказала, что хотела рассказать истории других женщин, которые аналогичным образом сочетали личный успех с преданностью своим семьям в период вскоре после получения права голоса. Она рассматривала “полеты как метафору экономического чуда” и разместила винтажную униформу на манекенах и сумки стюардесс в одном из первых залов в окружении фотографий, сделанных в то время.
В другой комнате, похожей на гардеробную, Риччи, указывая на редкое короткое платье в цветочек от Confezioni Apem Milano с бантом на шее, датируемое 1955 годом, сказал, что ткань “была полностью синтетической, но она отражает результаты исследований, которые проводились при создании первых моделей готовой одежды”.
По ее словам, мода в то время стала второй целью для потребительских расходов после продуктов питания. “Благодаря этой одежде вы можете увидеть изменение силуэтов, они стали более зауженными, и наблюдается триумф трикотажа и джерси, которые больше подходят для работающих женщин”.
В этом зале представлены сумки Роберты ди Камерино, короткое платье-рубашка Krizia 1959 года, платья Сорелле Фонтана и Ирен Голицыной, а также вечернее платье в пол, которое принадлежало Милетти Феррагамо и было одним из первых дизайнов ее дочери Джованны. На выставке представлено несколько костюмов от Max Mara, а также фотография матери основателя этой фирмы Ахилла Марамотти, Джулии, которая представлена среди женщин-предпринимателей с другими памятными вещами, в том числе ее исследованиями о типах женского телосложения.
Лаура Лусуарди, модный директор модных брендов Max Mara group, посетившая выставку, высоко оценила кураторскую работу Риччи, сказав, что выбранное десятилетие “стало важным моментом для итальянской моды, и оно еще недостаточно изучено. ”Риччи лично посетил архив Max Mara, чтобы отобрать представленные модели, — рассказывает Лусуарди. “Этот зал рассказывает историю зарождения итальянской моды”.
В другой части выставки также представлены несколько работ Гая Ауленти, которые Max Mara предоставила музею, поскольку итальянский бренд работал со знаменитым архитектором и промышленным дизайнером над несколькими проектами. Также присутствовавшая на открытии внучка Милетти Феррагамо Джиневра Висконти представила свою книгу “Nel Libro Rosso di Ta» («В красной книге Та» — так прозвали Милетти Феррагамо ее 23 внука). ”В книге собраны письма, написанные Милетти Феррагамо своим внукам. “Мы всегда чувствовали себя такими близкими к ней, она постоянно была рядом, даже издалека, она была прекрасным коммуникатором и писателем”, — сказал Висконти. “И она так заботилась о молодом поколении и их будущем”.